В большинстве случаев, купив и установив кондиционер, его начинают использовать так же, как и любую другую бытовую технику - телевизор, холодильник или пылесос, действуя по принципу: пусть работает, пока не сломается. В отношении того же телевизора или пылесоса этот принцип оправдывает себя - до первой поломки может пройти не один год (качественная техника вполне может проработать без ремонта 5:7 лет). Однако для кондиционера такая эксплуатация с большой вероятностью приведет к серьезной поломке уже через 2..3 года. Эта особенность присуща как недорогим моделям, так и элитным. Разница между ними в том, что в более дорогих моделях, как правило, больше степеней защиты от неправильной эксплуатации и такие кондиционеры просто "откажутся" включаться даже при незначительном отклонении от нормального режима работы.
Даже самый лучший, правильно смонтированный кондиционер очень скоро перестает выполнять свои функции без надлежащего обслуживания. Своевременное и полноценное сервисное обслуживание является залогом работоспособности любых систем кондиционирования.
Причина этого состоит в конструктивных особенностях и более тяжелых по сравнению с тем же холодильником условиями работы.. Рассмотрим эти особенности на примере сплит-систем. Любая сплит-система состоит из двух блоков - наружного, в котором находятся компрессор, вентилятор и теплообменник (называемый конденсатором) и внутреннего, в котором так же находятся вентилятор, теплообменник (называемый испарителем). При монтаже эти блоки соединяются медными трубопроводами, в которых под давлением около 15 атмосфер циркулирует фреон. Вентиляторы служат для обдува теплообменников и распределения охлажденного воздуха по помещению.
Начнем с наружного блока, который в большинстве случаев устанавливается под открытым небом. Он подвержен значительным перепадам температур, влиянию атмосферных осадков. Кроме того, большой поток воздуха, «продуваемый» через конденсатор способствует его загрязнению. Пыль, тополиный пух, грязь от осадков и прочий мусор забивается между ребер, в результате чего эффективность работы кондиционера падает. Компрессор при этом перегревается и в конечном итоге отключается системой автоматики либо выходит из строя. Такой же результат наблюдается, если по какой-то причине плохо работает вентилятор наружного блока.
А внутренний блок в своем составе имеет воздушные фильтры. Они предназначены для задержания пыли, находящейся в воздухе и защищают от нее не только обитателей комнаты, в которой установлен кондиционер, но и испаритель внутреннего блока. По сути, кондиционер работает как пылесос, а фильтры играют роль пылесборника. Для очистки фильтров достаточно промыть их в теплой воде и несколько минут просушить. В Инструкции по эксплуатации всегда подробно рассказывается о том, как это сделать. Если в воздухе находится большое количество пыли или копоти, мыть их надо чаще, следя за тем, чтобы они всегда оставались чистыми. (Заметим, что чистка фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание, и должна выполнятся потребителем (так же как замена мешков в пылесосе) в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации.) Если же фильтры долгое время не мыть, то в первую очередь уменьшится обдув испарителя, как следствие, воздух в помещении будет хуже охлаждаться. Кроме этого нарушится режим работы холодильной системы, что может привести к обмерзанию медных трубопроводов. В этом случае, при выключении кондиционера лед начнет таять, и из кондиционера будет капать вода. В совсем запущенных случаях на пластинах радиатора нарастает такой слой грязи, что его можно удалить только с помощью сильнодействующих химических очистителей.
Кроме того на поверхности испарителя (также как на любой холодной поверхности) конденсируется влага, которая стекает в поддон для сбора конденсата, расположенный под испарителем. Так вот, при загрязненных фильтрах в поддоне накапливается грязь. Это способствует развитию различных микроорганизмов и образованию неприятных запахов. Далее возможно засорение дренажной трубки и тогда вода из кондиционера польется ручьем. Поэтому для нормальной работы кондиционера просто необходимо проводить тщательную очистку всех частей системы связанных с циркуляцией воздуха.
Но сервисное обслуживание – это не только чистка внутренних и наружных блоков. Это целый комплекс мероприятий, которые позволяют поддерживать значение технических характеристик кондиционера в заданном диапазоне значений и устранение возникающих в процессе работы кондиционера отказов. Так, например, наличие в сплит - системах резьбовых соединений и сервисных вентилей увеличивает риск утечки фреона. Утечки бывают двух видов - нормируемая (до 6..8% в год) и вызванная некачественным монтажом. Нормируемая утечка происходит при любом, даже самом качественном монтаже - это неизбежное следствие соединения межблочного трубопровода путем развальцовки. Для ее компенсации кондиционер необходимо периодически дозаправлять фреоном. При некачественном монтаже фреон может вытечь практически полностью за короткое время (от нескольких дней до нескольких месяцев). Для человека это не опасно, поскольку фреон - это инертный, неядовитый и не имеющий запаха газ, однако для кондиционера это может привести к сильному перегреву и последующему выходу из строя компрессора Первые признаки уменьшения количества хладагента в системе - образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока (это место, куда подсоединяются медные трубки), а так же недостаточное охлаждение воздуха в помещении (разность температур на входе и выходе внутреннего блока ориентировочно должна составлять 10?С). В случае появления подобных симптомов, необходимо выключить кондиционер и обратиться в сервисную службу для устранения неисправности.
Все вышесказанное относится, в первую очередь, к сплит-системам, однако это справедливо и для оконных кондиционеров. Основное отличие - в отсутствии у оконных кондиционеров нормируемой утечки фреона. Поэтому периодическая дозаправка для них не требуется
Подведем итоги. Для того, что бы кондиционер проработал весь положенный ему срок нужно не так уж и много:
-
чистить фильтры внутреннего блока не реже одного раза в месяц;
-
не реже одного раза в год (желательно весной - перед началом сезона) вызывать представителей сервисной службы для проверки давления в системе и дозаправке фреоном, полной диагностики кондиционера во всех режимах работы (для выявления скрытых неисправностей), чистки внутреннего и наружного блоков (наружный блок при этом продувается струей сжатого воздуха или промывается струей воды для очистки от тополиного пуха и пыли), чистки дренажной системы;
-
если кондиционер перестал нормально функционировать (из внутреннего блока капает вода, на медных трубках наросла ледяная "шуба", ухудшилось охлаждение воздуха в помещении, возникли потрескивания и другие посторонние звуки) нужно выключить кондиционер и обратиться за помощью в сервисную службу;
При использовании материалов сайта ссылка на http://www.osnova.od.ua обязательна